Бывает ли у Вас такое состояние, когда чувствуете упадок сил, что после работы или учёбы есть только одно желание - расслабиться? А даёт ли долгожданный вечер Вам именно того, что Вы ждёте? За несколько вечерних часов покоя получается ли восстановить свой тонус и вновь обрести желание сворачивать горы? Не всегда? Или далеко не всегда? Есть тогда предложение - пойдёмте на тренировку по бразильскому Джиу - Джитсу! Тут недалеко, в Екатеринбурге, в зале Gracie Barra, на Первомайской. Лично мы не поленились и зашли. Там сейчас заканчивает тренировку старшая группа. Но мы идём целенаправленно к одному человеку. Его зовут Марк Лейдерман. С одной стороны - обладатель синего пояса по BJJ, неоднократный победитель турниров, действующий спортсмен, а с другой - врач высшей категории с двадцатилетним стажем. Это реально совмещать? Вот и давайте уже начнём с ним общаться и обо всём этом узнаем.
Дмитрий Трубников: Марк, расскажите про свою работу. Чем Вы занимаетесь?
Марк Лейдерман: Я окончил медицинский институт в 1996 году, год была интернатура по психиатрии. И начал работать психиатром. Сейчас у меня стаж 20 лет, я врач высшей категории, сейчас заведую женским психиатрическим отделением. Разные пациентки бывают: бред, галлюцинации, неврозы, депрессия, всё из этой области. Также есть небольшой частный приём.
ДТ:Реально ли вообще находить время в таком плотном графике для регулярных тренировок?
МЛ: У меня время на тренировки в моём жизненном расписании выделено, и оно достаточно жёстко регламентировано и стабильно, я по тренировкам стараюсь не сдвигаться. Мне в зале интересно, мне нравится заниматься, общаться, поддерживать свой жизненный и психологический тонус. В жизни не хватает такой прямой конкуренции, честного соперничества.Это же в мужчинах заложено, на тренировках это можно как раз и получить. Во-вторых, ты развиваешься физически. Все единоборства достаточно гармонично развиваюттело, поэтому для тренировок я всегда нахожу время, у меня всегда есть время для тренировок от 3 до 5 раз в неделю. Ну да… К сожалению – это в ущерб семье, общению с женой, с детьми, но где-то компенсирую это в выходные дни, праздники.
ДТ: Дома Вас поддерживают?
МЛ: Поддерживают в плане, что я не пассивный. Многие говорят, что в этом возрасте уже мужики дома сидят, газеты читают да пиво пьют.Не все конечно, но многие! Я не говорю, что я супер герой какой-то.Думаю, что моей жене приятно видеть меня в достаточно спортивной форме.С другой стороны жена смирилась, что много времени уделяю тренировкам, не всегда довольна, не всегда рада. Но к компромиссу в итоге пришли.
ДТ: Почему выбрали именно Джиу-Джитсу?
МЛ: На самом деле, случайно. Перед Джиу-Джитсу я 2 года ходил в тайский бокс, потом в зале начался ремонт. Но я понимал, что там я физкультурник.Какие мне там соревнования?Чтобы по голове попали, мне не очень хотелось, да и кто бы меня выпустил. Поэтому мотивациигде-то не хватало. А потом я начал искать, куда бы пойти поблизости. Меня привлекла сначала даже не борьба, а смешанные единоборства, которые проходят у нас в зале. Но они раньше начинаются, а мне в связи с работой это не очень удобно, и поэтому попал на Джиу-Джитсу. Мнепоначалу дажеи не супернравилось, потому что вся борьба в партере, а в стойке совсем мало. Я же в школе дзюдо занимался. Партер превалирует здесь, можно больше получить преимущества, если ты хорошо работаешь в партере. Если ты бросишь красиво, с большой амплитудой, то можно за это получить 3 балла. Это в дзюдо быстро поднимают в стойку, а тут никто тебя поднимать не будет. И все основные события происходят как раз в партере. А можно же ещё проигрывать очки за пассивность. Поначалу это не очень нравилось, а потом привык, икак-то всё стало лучше и лучше.Получается, что это не был осознанный выбор. Но у нас хороший коллектив, хороший тренер. У нас с ним достаточно дружеские отношения. Учитывая наш одинаковый возраст, мы можем и в неформальной обстановке собраться, поговорить. При том, что он сам высококлассный борец, чёрный пояс с отличной, великолепной, техникой. В зале у нас никто не борется так, как он. С одной стороны в зале ко мне все относятся с уважением, хотя, с другой,мне нравится, когда со мной общаются «на ты», на равных. Я же там не зав.отделением, не врач высшей категорией. Я такой же борец, кого-то лучше борюсь, немало парней, которые делают это лучше меня. Мне нравится, что я борюсь и общаюсь наравне с ними, я чувствую себя моложе. Это очень важно для меня.
ДТ: У Вас есть хороший опыт выступления на соревнованиях. Расскажите, трудно ли было решиться принять участие в самом первом турнире?
МЛ: На самом деле я отзанимался примерно полгода перед своими первыми соревнованиями. Вроде бы и тебя в Джиу-Джитсу не бьют, но всё равно страшновато. У меня появилось большое желание испытать себя, почувствовать адреналин. Я вышел выступать по новичкам, и в категории у меня было 4 человека.Провёл 3 схватки и занял первое место. С одним из соперников я хорошо работал на тренировках, а остальных не знал совсем. Когда первый раз выступал уже без кимоно(No-Gi), то одну схватку я выиграл, а во второй уже пропустил болевой на ногу, не сообразил, как выкрутиться. Сейчас этого парня на тренировках я вроде бы и забарываю, но это же совсем разные вещи – соревнования и зал, совсем разный настрой. На тренировках существует такое понятие«роллятся» -работают не в полную силу, на технику, на движение, где-то сампоработал, где-то дал сопернику. Нет задачи победить любой ценой, а нужно отработать приёмы, развить свою технику.
ДТ: А присутствует ли такой момент, когда ты побеждаешь соперника на тренировках, то имеешь определённое психологическое преимущество перед ним уже на соревнованиях?
МЛ: Возможно… Если вы на тренировках «подзарубались» и ты его побеждал, то вроде бы и да. Но бывает по разному. Я выступал на «Золотом Тигре». По физической силе я был получше парня, часто забарывал на тренировках, а на соревнованиях вышли бороться, и он закинул мне треугольник. Я, как ни крутился, ничего не получилось, и он меня задушил. Соревновательные схватки ещё отличаются от тренировочных тем, что в зале ты можешь где-то упереться, где-то подождать, и ты считаешь, что выиграл, а на соревнованиях, как только ты начинаешь упираться, сопернику начинают давать баллы за пассивность. Можно начать суетиться, нужно двигаться, если техники недостаточно, то в этот момент тебя могут подловить на какой-нибудь переворот, болевой или удушающий.
ДТ: Учитывая Ваше образование и специфику работы, может быть, у Вас есть специальный приём, как настроиться на соревнования?
МЛ: На самом деле трудно сказать, что у меня есть что-то специальное. Я пытаюсь успокоиться, подышать, настроиться. Да как все говорят: «поборись, как на тренировке». Не корову же проиграешь. Я всегда себя ещё успокаиваю, что мой возраст – это моё преимущество. Ну кто мне что скажет, мне 43 года. Против меня выходят парни по 23 года. Поэтому вроде и чего бояться-то? Но свои эмоции всё-таки сложновато успокоить, но когда выходишь бороться, руки пожал и отрешаешься ото всего. Есть ты, соперник и татами, вы зацепились друг за друга и всё, осталось только бороться.Я стараюсь настраиваться так.
ДТ: Получается в итоге?
МЛ: Чаще получается, но не всегда конечно.
ДТ: В Джиу-Джитсу особенная поясная система, ученик может получить пояс в любой момент, когда, конечно же, достигнет определённого уровня.Расскажите, как Вы получили свой синий пояс.
МЛ: Вообще начнём с того, что я особо не торопился получать пояс. У нас были сборы, приезжал Браулио Эстима, там парням вручали синие пояса. Мне в тот раз не вручили. Я не расстороился, к тому же пояс это же ответственность, на тебя будут смотреть и думать: «ага, этого синего пояса надо забороть».Поэтому я не торопился. Это была осень, потом я выиграл несколько соревнований по новичкам, «невазу»и область «без кимоно». Получилось так. У нас были зимние сборы, и наш тренер Владимир Александрович вручает мне синий пояс. Я, конечно, был очень удивлён. До сих пор считаю, что с техникой у меня не всё отлично. Видел, парни ходили с синими поясами, мне до них далековато. Но сейчас они уже пурпурные. Но вот то, что я регулярно хожу, прогрессирую, выигрывал соревнования не только среди новичков. Всё вместе, я думаю, послужило поводом, чтобы мне дали синий пояс. А я и не ожидал, это стало для меня сюрпризом. Я его получил, прошёл через строй, и мне, соблюдая традицию, все нахлестали с удовольствием своими поясами. Я и занимался-то ещё менее полутора лет. Обычно парни получают после двух-трёх лет. Но есть такой момент, что я выступаю на соревнованиях, а есть борцы, кто долго тренируется, у них техника неплохая, но на соревнованиях они не участвуют. А пояс – это всё равно комплексное понятие.
ДТ: Как Вы думаете, возможно ли полноценно заменить чем-то регулярные тренировки?
МЛ: Лично для себя я не представляю такого. Кто-то регулярно ходит в театр, в филармонию, кто-то любит читать книги, это тоже здорово. У всех по-разному. Для себя я не вижу адекватной замены. Единоборства позволяют мне развиваться и физически и психологически.
ДТ: Давайте сделаем небольшое резюме. Что Вам дают регулярные тренировки по Джиу-Джитсу?
МЛ: Я с 35 лет более-менее занимаюсь спортом. Самый простой ответ - я стал лучше бороться))) Я стал увереннее в себе. Развиваюсь физически, у меня появилось больше силы. Я выступаю на соревнованиях, я стал более уверен в себе и психологически. В ударных видах спорта, я не мог выступать на соревнованиях, а Джиу-Джитсу даёт для людей моего возраста возможность проверить себя, поучаствовать в турнирах, показать, что ты ещё ого-го))
P.S. Огромное спасибо Марку за беседу! В нашем городе живут настоящие мужчины!
24 мая 2017